Символ веры молитва

Символ веры молитва

Символ веры — одна из главных молитв для православных христиан. Именно в ней содержатся главные положения православной веры. Символ веры утвердили на первом и втором Вселенских соборах (это собрание учителей православной церкви для обсуждения и принятия истин вероучения) в IV веке.

По этой причине данную молитву также называют Никео-Цареградской (Никея и Константинополь — два города, в которых проходили первый и второй Вселенские соборы). Первый собор утвердил семь членов Никео-Цареградского Символа, а второй собор — последние пять. Читайте еще: Молитва Архангелу Михаилу.

Важность Символа веры

Важность Символа веры

Важность Символа веры состоит в том, что именно в нём правдиво и действительно отражается суть православия — всё то, во что должен верить каждый мирянин. Произнося строки этой молитвы мы кратко «напоминаем» себе главное в христианском вероучении.

Всего в догмате двенадцать частей, в каждой из которых по одному предложению. Каждый член Никео-Цареградского символа начинается со слова «Верую». В первой части говорится о вере в Бога Отца, который сотворил наш мир; со второй части по седьмую — о жизни Иисуса Христа на земле: о страданиях при распятии на кресте и о воскресении. В восьмом предложении рассказывается о Духе Святом; в девятом — о Церкви, которая является главным святым местом уединения людей и Бога; в десятом — о святом крещении и в последних двух частях — о бессмертии человека, а также о жизни вечной.

Символ веры является одной из трёх молитв, которые входят в краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского. По его мнению, с помощью данного догмата, молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» можно достигнуть духовного идеала. Поэтому Символ веры должны понимать все православные христиане.

Молитва Символа веры

Молитва Символ веры читается в утреннем и вечернем молитвенных правилах, а также поётся в храме совместно с прихожанами во время Литургии Верных (это одна из частей Божественной Литургии — утренней церковной службы). Хоть и в Символе веры не содержится обращений к Богу, Богородице, Ангелу Хранителю или к святым, а также благодарений или покаяний, но он считается молитвой и находится в любом молитвослове.

Для таинства крещения Символ веры является основным положением. Крёстной или крёстному необходимо знать эту молитву, ведь она читается при входе в храм Божий и в процессе самого таинства. Священнослужитель читает молитву в самом начале и конце ритуала. Во время домашней подготовки к крещению стоит помнить, что если младенец — девочка, то Символ веры читает крёстная, а если мальчик, то крёстный.

В случае, если к таинству крещения готовится взрослый человек, то он читает данную молитву сам. По этой причине необходимо, чтобы как минимум один из крёстных родителей выучил назубок Символ веры. Хотя в храме могут разрешить прочитать молитву с собственной заготовки или с молитвослова, но в этом случае необходимо быть внимательным и вдумываться в смысл.

Принято считать, что молитва – это обращение к Богу или святым покровителям с просьбой или благодарностью. Существуют молитвы и псалмы, общепринятые у христиан, установленные церковью, читая с верой которые, имеют великую силу.

Однако человек может общаться с Всевышним, с Богородицей или со своими святыми, не используя древние тексты молитв. Так или иначе, любая молитва пропитана верой, которую человек зачастую теряет, в отчаянных попытках выйти из затруднительной ситуации.

В таком состоянии часто предаются унынию, опускают руки, полагая, что Святые Небеса их оставили без помощи. Молитвословие «Символ Веры» возвращает силы, помогает вернуть надежду и веру в Бога, в его помощь. Можно сказать, что это обращение к самому себе, напоминая о том, что Высшие Силы есть, и они помогут, что не стоит терять веру. В тексте молитвы нет прямого обращения к Богу, но о нем говорится.

Так как содержание молитвы основано на догматах православного христианского учения, в ней кратко приведены все истины. В контексте содержится смысл веры. Сама молитва начинается со слова «Верую», что является ключом к возврату единения с Богом. Это слово имеет большую силу, которая устраняет из сознания молящегося все сомнения и возвращает знания истины, наполняет разум надеждой.

Если трактовать слова молитвы понятным языком, то в продолжении речь идет о том, что Бог един и все, что есть – сам человек и вокруг него – является божественным творением – «…видимым же всем и невидимым».

Далее следует упоминание об Иисусе Христе, Единородном сыне, рожденным от Святого духа и Девы Марии, который страдал и воскрес «…в третий день по писанию» для блага человеческого, а после вознесся на небеса, чтобы помогать людям. Вдумываясь в смысл молитвы постепенно приходит осознание того, что сразу легко ничего не бывает, не произойдут изменения, если потерять рассудок.

Какова бы не была просьба молящегося – она будет услышана и помощь придет, только необходимо запастись терпением и продолжать жить. Именно так молитва и заканчивается, закрепляя в сознании веру: «… чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», иными словами – жизнь продолжается.

Символ веры православными христианами укрепляет духовную силу человека, а значит — его нужно читать как можно чаще.

Молитва «Символ веры» на русском языке

Молитва «Символ веры» на русском языке

  1. «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).»

Молитва «Символ веры» по-церковнославянски с ударениями

  1. «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
  6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
  8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.»

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом.

Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

12 догматов православного Символа Веры с толкованием

12 догматов православного Символа Веры с толкованием

«Символ веры» состоит из двенадцати догматов. В каждом — особая истина православной веры:

1-й догмат говорит о Боге Отце, со 2-ого по 7-й рассказывается о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о Крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.

1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

В первую очередь этими словами мы признаем существование Бога, как Бесконечной Сущности, которую невозможно познать, исследовать, узнать человеку до конца. Все, что существует, получило «жизнь» от Него. Для христианина нет больше никаких других «богов» (перун, кришна, зевс и т.д.).

Бог — Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.

2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о том, что Иисус Христос — равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.

3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.

4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел страшные муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскресе. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.

5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

8-й догмат: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Теперь в «Символе веры» говорится о еще одной «Личности» Святой Троицы — Святом Духе. Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном.

Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков.

9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

На земле Церковь — это собрание христиан. Все нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой — единственной, так как Она одна и нет других.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.

10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Здесь говорится о значимости и важности Таинства Крещения, потому что через него христианин обретает «новое рождение» от воды и Святого Духа. После этого человек может участвовать во всех Церковных Таинствах (Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования)

11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.

Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.

Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной. Читайте еще: Пасьянс гадание.

Грешники же будут брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его «ангелами». Там их ожидает неугасимый пламень. И мучения их не прекратятся никогда.

Надеемся, что это краткое толкование «Символа веры» поможет будущим крестным родителям сделать первые шаги к познанию Закона Божьего, следованию заповедям Христовым, и, пожалуй, самое главное, становлению их полноценными христианами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *